вторник, 30 ноября 2010 г.

Информатика для младших классов: Критикуя, предлагаю.

Как говорится: критикуя, предлагай.

Поэтому попробую начать рассказ для детей 6-9 лет, в который попытаюсь вплести некоторые обучающие элементы.

***

Никита был самым обычным мальчиком, он жил в самом обычном городе, в самом обычном доме, и жизнь у него была самая обыкновенная. Сперва он ходил в обычный садик, а потом он пошёл в обычную школу, где учился самым обычным предметам, таким как, чтение, математика, рисование и труд.

Зато у Никиты был самый лучший на свете друг – Даник. Вместе они ходили в школу, вместе сидели за партой, вместе играли после школы, даже робота-трансформера своего они нашли вместе, из-за чего попали в одну удивительную историю. А началось всё с того, что Даник переехал жить в тот же дом, в тот же самый подъезд, где жил Никита.

Было это летом, в самом начале школьных каникул, в этот день в подъезде долго шумели грузчики – заносили вещи в квартиру новых соседей. Сразу после обеда Никита взял любимую машинку на радиоуправлении и хотел спуститься вниз на лифте, чтобы выйти во двор, но лифт был всё время занят, и пришлось идти пешком. Когда он спустился на этаж ниже, то встретил мальчика, который скучал на лестничной площадке, сидя на коробках, которые ещё не внесли в квартиру. Услышав его шаги, мальчик оторвался от изучения узора на полу и взглянул на Никиту.

- Вы, новые жильцы? – спросил Никита.

- Да – ответил мальчик.

Тут дверь лифта открылась, и Никита увидел двоих мужчин, которые начали выносить из него огромную коробку.

- Сынок, ты уже знакомишься с новыми друзьями? Молодец...

- Пап, а скоро вы закончите? Я хочу погулять – жалобно спросил мальчик.

- Знаешь, осталось ещё пять больших коробок. Вот с ними покончим и ты свободен. Эх, если бы грузчики знали жадный алгоритм для решения задачи об упаковке, то ты уже мог бы идти гулять.

Никита не понял, что имел ввиду папа мальчика, но он заметил, что второй мужчина, нёсший коробку, был очень не доволен, и подумал, что это были какие-то нехорошие слова, которые мама не разрешает говорить.

– А тебя как зовут? - Спросил Никита у мальчика.

- Меня Данила, а тебя?

- Меня Никита.

- А что значит «жадный алгоритм»? – не удержался Никита.

- Папа говорит, что когда тебе нужно что-то заполнить разными предметами, то надо выбирать сначала самые важные предметы, например самые большие коробки, а когда остаётся свободное место, то догружать теми, которые поменьше. Надо всё время выбирать самую большую, которая только может поместиться, поэтому такая инструкция называется жадным алгоритмом.

- И что тогда?

- Тогда тебе понадобится меньше всего контейнеров, чтобы перевезти груз.

- Всего то, так просто?

- Да, только не всегда получается самый лучший способ, но очень часто помогает – Ответил за мальчика его папа, который вместе с грузчиком возвращался вниз за новой коробкой - такие алгоритмы называются не точными, а эв-рис-ти-чес-ки-ми.
Двери лифта снова закрылись.

- А твой папа, он кто? – Спросил Никита.

- Программист

- Это как?

- Ну... он умеет говорить компьютерам, что нужно делать, и они его слушаются, для этого нужно знать особый язык.

- Хм.. интересно. Слушай, если хочешь, пойдём вместе погулять? - спросил Никита - Я дам тебе управлять машинкой.

- Хочу – сказал Данилка – но папа пока не отпустил меня.

- Тогда попробуй отпроситься у мамы – предложил Никита.

Мама возилась на кухне и что-то искала. Когда Даник спросил, можно ли ему погулять, то она сказала:

- Мальчики, если вы найдёте коробку со столовыми приборами: ложками, вилками, ножами, то Даник сможет пойти погулять.

- А какая она? – спросил Никита.

- О, это была самая-самая маленькая из этих коробок, Я тут всё обыскала, но её нет, значит, она где-то в прихожей.

Ребята вышли в коридор и посмотрели на горы мелких коробок. Их было так много и все разные.

- Смотри, вот эта маленькая – схватил Даник одну из коробок.

- Нет, эта меньше – показал Никита на другую коробку.

- Или может вот эта? – Данник нашёл ещё поменьше.

- Я придумал – сказал Никита – давай сделаем так. Мы возьмём одну из коробок и будем с ней обходить все коробки по очереди. Если какая-то из коробок будет меньше той, что мы держим, то мы возьмём её и продолжим сравнивать дальше с оставшимися. И когда мы обойдём все коробки, то у нас в руках будет самая маленькая.

[Здесь нужна картинка с разными коробками и двузначными числами на них, чтобы дети сами нашли минимальное число, т.е. меньшую коробку. Подпись: Помоги Никите и Данику найти самую маленькую коробку]

Так они и сделали.

Когда мальчики нашли таким образом столовые приборы, мама Даника сделала им по большому бутерброду и только тогда отпустила Даника гулять.
Только Никита не хотел есть бутерброд, потому что он только что пообедал. И он решил отдать его псу, который сидел возле подъезда.

- Пёсик, пёсик, иди ко мне – позвал его Никита. Пёс подошёл и завилял хвостом. – На, кушай.

Пёс съел и колбасу, и сыр, и даже хлеб и снова завилял хвостом.
- Какой же он голодный – удивился Даник, и отдал ему остаток своего бутерброда.

- Пёсик, сидеть! – скомандовал Никита, и тот послушно сел.

- Какой молодец, дай лапу – и пёс протянул Никите лапу.

- Какой хороший, как же тебя зовут? – спросил Никита. Он, конечно, не думал, что собака ему ответит, но тут пёс открыл рот и совершенно чётко произнёс:

- Дорт!

- Ой, – хором вскрикнули Никита и Даник, - Что это?!

- Это значит - Домашний Робот-Трансформер, – как ни в чём не бывало ответил Дорт.

Так завертелась эта невероятная история.

2 комментария:

  1. "А знаешь доча, что можно буквы зашифровать цифрами? давай для каждой буквы зададим код. А будет 43, Б будет 56, В будет 13. Теперь пиши мне пиьсмо и зашифруй. А я расшифрую и узнаю что ты мне написала."

    ...

    "а знаешь, что в компьтерах точно так же все зашифровано?..."

    вот так может начаться всё :)

    ОтветитьУдалить
  2. Умозрительные задачи детям не интересны. Именно благодаря вот такому вот подходу, дети навсегда теряют интерес к программированию еще в раннем детстве. Это уже не говоря о том, что к, собственно, программированию (а не информатике) подобные алгоритмы имеют довольно мало отношения и являются ярким примером схоластики, вызывающей зевоту даже у взрослых.

    Весь ужас ситуации в том, что учебники по программированию были написаны не профессиональными программистами, а учителями информатики, в жизни не написавшими ни одной сложной программы.

    ОтветитьУдалить